DefaultTost

Время чтения: 8-9 минут

Рынок FMCG в России по итогам первого полугодия 2023 года вырос на 8,5%

Максим С.
Время чтения: 8-9 минут

Положительная динамика 

FMCG-индустрия стабилизировалась за первые 6 месяцев 2023 года. Если кратко, то выросли 2 основных показателя: натуральные продажи и индекс покупательского оптимизма.

 

Итоги и прогнозы

Обзор трендов и итогов первого полугодия в FMCG-индустрии подготовили аналитики компании NielsenIQ. В своем исследовании эксперты изучили рынок с разбивкой на регионы, каналы торговли и отдельные категории омниканального рынка (офлайн- и онлайн-продажи). Директор по работе с ритейлом NielsenIQ заметил, что рост всей индустрии обусловлен вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (-1,6%). Вклад инфляции в номинальный рост индустрии при этом снизился в 4 раза по итогам первого полугодия 2023 года.

Позитивные прогнозы на ближайшее будущее индустрии можно делать благодаря росту двух ключевых показателей. Так, индекс покупательского оптимизма уже второй квартал подряд находится в зоне выше 100 пунктов. Это указывает на положительную динамику покупательской способности. Продажи в индустрии по итогам первого полугодия выросли на 8,5%.

По словам эксперта, на эти показатели по-прежнему влияет эффект низкой базы прошлого года. Однако устойчивый рост натуральных продаж дает надежду на продолжение тенденции роста в ближайшие несколько месяцев (при отсутствии новых потрясений).

 

Каналы продаж

Практически во всех каналах современной розницы темпы продаж ускорились к середине 2023 года. Особенно это заметно в минимаркетах, которые растут как в денежном (8,5% от всех продаж), так и в натуральном выражении. Однако основной вклад в рост и развитие индустрии вносят дискаунтеры. Темпы их продаж хоть и уступают минимаркетам и онлайн-торговле, но именно они становятся ключевым каналом для индустрии. Так, из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п.п. обеспечено дискаунтерами. В денежном выражении доля таких магазинов составляет более 55% всех продаж FMCG.

Также в структуре продаж выросла доля онлайн-рынка. За год она увеличилась на 0,9 п.п. до 7,6%. Доля гипермаркетов при этом составила 15,1%, а супермаркетов – 13,7%.

 

География спроса

Динамика покупательского спроса в регионах заметно опережает темпы федеральных округов, за исключением Северо-Западного ФО. Например, в Уральском ФО темпы роста рынка в 3 раза быстрее, чем в Центральном.

Рост регионов на омниканальном рынке происходит в том числе за счет развития интернет-торговли. В первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля регионов в структуре онлайн-рынка FMCG выросла почти на 5 п.п. Это обусловлено снижением доли Центрального ФО, на который теперь приходится порядка 47,6% денежного оборота.

Заметнее всего за этот период увеличилась доля Приволжского и Южного ФО (+1,5 п.п. каждый).

 

Категории товаров повседневного спроса

Оживление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе. Среди продовольственных товаров именно холодные напитки, кондитерские изделия, снеки и некоторые другие стали одними из самых быстрорастущих в денежном выражении. А вот энергетические напитки и сырое мясо стали основными драйверами роста омниканального рынка в первом полугодии 2023 года.

Группа непродовольственных товаров постепенно восстанавливается за счет роста спроса при одновременной дефляции. Наибольший вклад в развитие группы внесли следующие категории: средства личной гигиены, уход за телом и волосами. Пока что индустрия все еще находится в отрицательной зоне с точки зрения натуральных продаж, однако апреле-июне 2023 года темпы ее развития на омниканальном рынке стали ускоряться. Особую роль в ускорении продаж непродовольственных товаров сыграл онлайн-канал. В первом полугодии сразу пятая часть таких продуктов стала продаваться в интернете, впервые составив 21,9% в денежном выражении (+2,7 п.п. год к году). При этом 7 из 10 ключевых индустрий с самой высокой долей онлайн-продаж представлены именно непродовольственной группой.

 

Онлайн-рынок FMCG

К середине 2023 года онлайн-рынок отвоевал звание самого быстрорастущего канала. Интернет-магазины и маркетплейсы на 24% увеличили продажи товаров повседневного спроса по итогам первого полугодия 2023 года.

Периодами эти показатели были еще более впечатляющими. Например, в мае и июне номинальный рост онлайн-рынка составил 43-44%, а дефляция в этот период превысила средние показали сразу в пять раз (-15%).

 

Чего ждать от FMCG-рынка в ближайшие месяцы?

Поскольку покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что все больше потребителей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения. Вместе с этим развитие спроса поддерживает и текущее замедление роста цен. Совокупность этих факторов позволяет говорить о перспективах постепенного восстановления рынка при отсутствии новых негативных факторов.