DefaultTost

Время чтения: 8-9 минут

В России увеличилась доля промопродаж продуктов

Максим С.
Время чтения: 8-9 минут

Динамика 

В России за год выросла доля продаж продуктов по промоакциям, сообщают СМИ со ссылкой на NielsenIQ. Эксперты оценили динамику с 1 квартала 2022 года по 1 квартал 2023 года включительно. За первые 3 месяца 2023 года доля промопродаж на продовольственном рынке составила 44%. По результатам аналогичного периода 2022 года этот показатель достигал 41%. При этом размер самих скидок на продукты уменьшился. Так, в 1 квартале 2022 года средний размер скидки составлял 22%, а в начале 2023 года он упала до 19%.

 

Какие продукты чаще всего продаются со скидками

Список лидеров по доле промопродаж также изменился за год. Так, в 1 квартале 2023 года первую строчку заняли вермуты, 62% продаж этой категории проходило со скидками. В начале 2022 года картина была другая: крупнейшей категорией были шоколадные плитки: доля их продаж по промоакциям достигала 63%.

Шоколад и какао, творожные десерты, питьевые йогурты и вязкое детское питание также были в ТОПе в 1 квартале 2022 года. В этом году они потеряли свои позиции, их место заняли макароны, майонез, сладкая выпечка, покрытые шоколадом вафли и замороженная пицца.

Доля промопродаж некоторых продуктов выросла вдвое в сравнении год к году. У вермутов, например, доля промо выросла с 31 до 62%. Заметно также выросли акционные продажи вафель, покрытых шоколадом и макарон.

Если говорить про категории товаров, то заметно выросли промопродажи молочной продукции. По разным источникам, до 80% таких товаров продается по акции, отдельные позиции реализуют со скидками до 80%. 

В масложировой группе число акций за год увеличилось на 88%, в ряженке — на 68%, в кефире — примерно на 57%. Чаще стали продавать со скидкой и десерты — рост на 54%. Это привело к общему снижению цен на молочную продукцию на 15% в марте — мае год к году.

 

С чем связан рост промопродаж вермутов и макарон

Аналитики NielsenIQ считают, что рост продаж этих продуктов по скидкам связан с «сильным влиянием отдельных брендов с большой долей продаж». Еще одной из причин считают увеличение числа магазинов, где эти продукты можно купить по акции. На прирост также влияют большие запасы на складах, импортозамещение и снижение цен на используемое для производства сырье, считает исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

 

Скидка как важный фактор решения о покупке 

NielsenIQ в своем исследовании выяснили, что 41% россиян ищут в магазинах товары по сниженным ценам. 45% покупателей принимают решение о покупке только с учетом промо. 

Однако в начале 2 квартала 2022 года многие поставщики товаров, которые выступали основными спонсорами промоакций, стали отменять скидки. Некоторые международные производители товаров повседневного спроса, прекратившие работу в России, отказались от инвестиций в рекламу и промо. Отечественные компании прекращали акции из-за роста валютных курсов и нарушения логистики. 

К осени 2022 года скидки стали возвращаться в магазины. Лидерами продаж со скидкой стали чай и растворимый кофе. Затем доля промо стала расти и достигла приличных результатов в 1 квартале 2023 года. 

 

Все взаимосвязано 

На цены товаров и продуктов питания неизменно влияют внешние условия. Сокращение доли промо и общий рост цен приводит к снижению покупательской способности и потере прибыли торговых сетей (отказ поставщиков от скидок вынуждает ретейлеров самостоятельно инвестировать в скидки для поддержки покупателей, что отражается на показателях).