В 1 квартале 2025 года рынок online-продаж продуктов питания увеличился на 26,8% до 388 млрд рублей
1.2K
05.06.2025
Информационно-консалтинговое агентство INFOLine выпустило отчет, из которого следует, что в 1 квартале 2025 года рынок online-продаж продуктов питания увеличился на 26,8% к аналогичному периоду 2024 года. Его объем достиг 388 млрд руб. Доля e-grocery в розничном товарообороте достигла рекордного уровня 5,6%, увеличившись на 0,5 п.п.
В 2024 году из квартала в квартал мы наблюдали снижение темпов роста рынка онлайн-продаж продуктов питания:
I кв. — 54%
II кв. — 46%
III кв. — 34%
IV кв. — 26%
Среди причин подобной динамики эксперты выделяли возросшие расходы на последнюю милю (затраты на финальный этап доставки товара до конечного получателя), нехватку курьеров, падение маркетинговых бюджетов из-за высокой ключевой ставки ЦБ.
Аналитики считают, что основным фактором, повлекшим за собой восстановление темпов роста рынка e-grocery стала экспресс-доставка до двух часов. В INFOLine отмечают, что её оборот за январь–март вырос на 40,2% и составил 286 млрд рублей. Доставка впрок, плановые покупки и самовывоз остались на уровне января-марта прошлого года (102 млрд руб совокупно). Способствовало росту рынка и расширение сети пунктов самовывоза, особенно в рамках инфраструктуры маркетплейсов.
Однако аналитики отмечают, что модель традиционной доставки через ПВЗ близка к пределу своей масштабируемости. Ограничениями стали растущие логистические издержки, дефицит складских мощностей и трудности с масштабируемостью в новых регионах.
По оценке INFOLine, при сохранении текущих условий рынок может выйти на более устойчивые темпы роста. Эксперты прогнозируют, что в целом за 2025 год объем рынка e-grocery увеличится не менее чем на 33% и превысит 1,7 трлн руб. Однако существенного скачка без принципиально новых логистических решений ожидать не стоит. Ключевыми направлениями развития остаются развитие экспресс-доставки, интеграция с экосистемами маркетплейсов и повышение операционной эффективности игроков рынка.
Лидеры и аутсайдеры рейтинга
Лидером по объёму онлайн-продаж продуктов питания стал X5 Group, чей оборот в отчётном периоде составил 78,2 млрд рублей, что на 55,6% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Второе место сохранил сервис «Самокат» — его оборот с учетом промо и бонусов вырос почти на 10%, достигнув 69,1 млрд рублей. При этом компания остаётся лидером по количеству оформленных заказов. Третье место принадлежит “ВкусВиллу”, увеличившему продажи на 17,6% до 54,8 млрд руб. в 1Q2025 vs 1Q2024.
В то же время не все игроки рынука показали рост: у сервиса «Купер» в 1 квартале 2025 зафиксировано снижение продаж на 26,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024, а по сравнению с последним кварталом прошлого года — 17,7%. По мнению специалистов из INFOLine, отрицательная динамика объясняется стратегической трансформацией сервиса — концентрацией на повышении эффективности и развитием новых каналов взаимодействия с клиентами.
Онлайн-продажи АШАНА сократились в 1 квартале 2025 года по сравнению с 1 кварталом 2024 года на 17,8%. Составители обзора полагают, что причины этого — высокие расходы на доставку и дефицит персонала.
Для связи:
info@msocialproduction.ru
https://msocialproduction.ru